РА3 (Рельсовый автобус, 3-й тип), также получивший в 2020 году наименование «Орлан» — дизель-поезд, выпускавшийся АО «Трансмашхолдинг» на заводе АО «Метровагонмаш» с 2019 по 2022 год. Как и РА1, РА2, он официально классифицируется производителем как «рельсовый автобус». Заводское обозначение серии — модель 753. Разработан ООО «ТМХ Инжиниринг». Может поставляться в трёхвагонной (базовая) либо двухвагонной составности.

Первый рельсовый автобус РА3 с номером 001 был построен в январе 2019 года, а его презентация состоялась в феврале в московском депо Лихоборы. В марте 2019 года был построен второй состав 002. Оба поезда изначально были окрашены в фирменную бело-серую окраску ЦППК «Наше Подмосковье». В мае 2019 года для ЦППК был выпущен третий состав «Орлан» под номером 003, который получил новую оригинальную оранжево-чёрно-голубую окраску. Эта окраска стала применяться для всех остальных поставляемых для ЦППК составов РА3, а первые два состава перед передачей заказчику тоже перекрашены в неё.

13 марта 2019 года начались сертификационные испытания данной модели. Для этого на ЭК ВНИИЖТ (городской округ Щербинка) направили первые два опытных состава. В ходе этих испытаний опытный образец прошёл тестовый пробег 5000 км; были проверены такие показатели, как плавность хода, торможение, средняя скорость, воздействие на путь, работа климатической системы. После ЭК ВНИИЖТ, 1 июня того же года, поезд прибыл для последующих испытаний на скоростной полигон в городе Белореченске. Проверке подверглись коэффициенты запаса устойчивости против схода колеса с рельса, коэффициент запаса сопротивления усталости конструкции в динамике и прочие показатели; проведена диагностика систем противопожарной безопасности и климат-контроля. Этот этап завершился несколько раньше намеченного срока. 22 июля был получен сертификат, подтверждающий соответствие серии РА3 требованиям, предъявляемым к безопасности железнодорожного транспорта и пассажирских перевозок. В сентябре 2019 года был выпущен первый трёхвагонный состав РА3 с номером 018, который вскоре был отправлен на кольцо ВНИИЖТ совместно с двухвагонным составом 013 для прохождения испытаний, по окончании которых в феврале 2020 года АО «Метровагонмаш» получило сертификат и на него.

В июле 2019 года была выпущена и подготовлена к отправке первая партия двухвагонных составов для АО «Пассажирская компания „Сахалин“». Эти три поезда получили номера 024—026, поскольку первые 23 номера были зарезервированы за партией составов для ЦППК, хотя большинство из них ещё не было выпущено на тот момент. Поезда были окрашены в фирменную окраску ОАО «РЖД» из красного, светло-серого и тёмно-серого цветов. В дальнейшем все последующие «Орланы» не для ЦППК продолжили нумерацию с 027 и стали получать аналогичную окраску. В 2020 году была выпущена партия из девяти поездов для Южной пригородной пассажирской компании (ЮППК), которые получили голубую окраску с белыми полосами и узорами в виде морских волн. В том же году были построены три поезда с номерами 044—046 (два трёхвагонных и один двухвагонный), оснащённые салонами повышенной комфортности с креслами второго класса.

По состоянию на 2024 год эксплуатируется на сети ОАО «РЖД» (филиалами ОАО «РЖД» и оператором АО «ЦППК»), а также на Крымской железной дороге (оператором ООО «ЮППК»).

Желаем Вам приятных поездок!

Характеристика моделей рельсового автобуса

Номера составов037; 038; 040
Версия4.0.2
Совместим с версией RRS1.6.0
ПроизводительАО «Метровагонмаш» (Трансмашхолдинг)
Максимальная скорость120 км/ч
Дорога припискиКрымская железная дорога ООО «ЮППК»
АвторыДмитрий Притыкин — программирование DLL-модулей и систем поезда, технический консультант проекта;
Александр Мищенко — разработка 3D-модели поезда, сбор фото- и видеоматериала, технический консультант проекта;
Михаил Арепьев — разработка систем поезда;
Азер Рустамов — разработка 3D-модели маски головного вагона;
Богос Даглдиян — сбор фото- и видеоматериала, программирование дисплейных модулей МФДУ СКИФ-РА и БЛОК;
Денис Максименко — сбор фото- и видеоматериала, обработка звуков.